Как защитить идею. Способы защиты.

         Идеи в объективной форме их проявления являются результатом интеллектуальной деятельности или интеллектуальной собственностью. Формами их проявления могут быть письменная, устная, (произнесение, исполнение), изображение, звуко- и видеозапись, объёмо-пространственное исполнение и другие. Если речь идет о собственности (пусть даже интеллектуальной), то у неё должен быть владелец – правообладатель. Когда говорится о защите интеллектуальной собственности, по сути имеется ввиду защита права интеллектуальной собственности её правообладателя. Когда говорим о защите идеи, то прежде всего имеем ввиду защиту прав автора на эту идею. В этой связи следует особенно подчеркнуть значения защиты и подтверждения права авторства. Без возможности подтверждения права авторства защита любых прав автора ничтожна. (Здесь нельзя смешивать права автора и право авторства.)
В зависимости от характера, направленности и степени развития идеи права автора могут быть защищены нормами авторского или патентного права. Идеи нетехнического характера и идеи технического характера на ранних стадиях развития целесообразно защищать с помощью норм авторского права, а идеи технического характера с помощью норм патентного права.
Для защиты идей технического характера следует их техническую сущность представить её в виде технического решения. Техническую сущность идеи можно выделить уже на этапе принципиального (концептуального) решения и, конечно, на этапе конструктивного решения задачи. Принципиальное техническое решение при необходимой доработке можно защищать патентованием, как изобретение, полезную модель или промышленный образец. Трудность патентования в таком случае часто заключается в необходимости заявления достаточно широкой области охранных прав.
Конструктивную идею уже вполне можно защищать нормами патентного права. Это возможно, т.к. такая идея уже содержит элементы технического решения. На этом этапе важным является правильное патентное оформление. Возможно применение зонтичных патентных технологий и блокирующих пакетов. При патентовании следует учитывать стратегию развития идеи. В противном случае возможно осложнить себе некоторые пути развития.

На каждом этапе развития идеи нетехнического характера для ее защиты можно предложить разные способы. Только что возникшую идею или идею направления, идею цели защитить бывает достаточно трудно ввиду ее недостаточной оформленности и конкретности. Но описание такой идеи или другую форму её выражения можно уже опубликовать и тем самым заявить о ее существовании, содержании и своём авторстве. При этом желательно, чтобы публикация сопровождалась какими-либо реквизитами. Это позволит сформировать достаточные доказательную базу авторских прав. Важным элементом защиты здесь является частота и массовость публикаций – чем чаще и в большем объеме публикуется описание идеи, тем лучше подтверждаются права автора. Во многих случаях уже на этом этапе идею целесообразно зарегистрировать.
Другими известными в данном случае способами являются:
— нотариальное заверение текста,
— отправка заказного письма самому себе.
Оба способа имеют значительные недостатки – отсутствие факта обнародования, публикации, ограничение доступа к произведению. Особенно значительными эти недостатки становятся при продвижении и развитии идеи. Кроме того надо учесть, что заказное письмо может служить подтверждение только один раз в момент вскрытия. По поводу законности нотариального заверения текста идут споры и не каждый нотариус такие тексты заверяет.
Для защиты идеи — принципиального решения также можно предложить публикацию описания или другой формы её выражения, как в первом случае, а также регистрацию идеи. Обычно описания и различные формы выражения идеи страдают нечеткостью и размытостью, ввиду чего сущность идеи, как правило, выражается туманно и неоднозначно. Тем не менее, такие выражения идеи необходимы и желательны, т.к. могут объяснять и обосновывать идею. Такие описания могут придавать ей эмоциональную окраску и привлекать сторонников. На такие выражения идеи распространяются авторские права.  Однако эти выражения идеи не помогают отразить её сущность и отличия от других известных идей такого рода, затеняют её новизну и потенциальную ценность. Чтобы этого избежать, следует использовать специальный приём – составить формализованное описание идеи с отображением её сути, а также отличий. Такое описание принято называть формулой. Эту формулу следует опубликовать наряду с описанием. По этой формуле будет легко распознать использование Вашей идеи. Во многих случаях с помощью формулы автор может заявить о своём творческом вкладе.  На формулу также будут распространяться авторские права, но в данном случае они не важны. Важно то, что такое описание надежно будет подтверждать основополагающее право – право авторства. Здесь нельзя будет претендовать на исключительные права, но право авторства и моральные права будут на стороне автора. Это престиж, популярность, продвижение, а в жизни и бизнесе это очень важно!
По указанным причинам регистрировать целесообразно формулу и к ней дополнительно публиковать описание. Такой тандем будет с одной стороны надежно подтверждать авторство, поскольку в формуле описана суть (совокупность существенных признаков идеи), а с другой пояснять идею свободным авторским описанием. Кроме того формула идеи выполняет ещё одну важную роль – она защищает саму идею от размывания и искажения, т.к. в ней в концентрированном виде отображена её суть и любое отступление от изложенного сразу видно.
Позволим себе ещё раз повторить, что регистрация формулы позволяет Вам отстаивать только своё право авторства на эту идею  и не даёт исключительного права на её использование. Использовать её может каждый. Но приоритет Ваш и он работает на Ваши имидж, престиж, популярность. В случае публикации технической идеи, её техническую суть необходимо защитить патентованием или замаскировать ноу-хау.
Но и это не всё. Никто не может без Вашего разрешения использовать, публиковать, распространять под Вашим или иным  именем зарегистрированную формулу и дополнительные к ней описания или другие формы, а также их названия и части, которые могут иметь самостоятельное значение. Правда, на Ваши описания могут ссылаться с их частичным приведением, но обязательно с указанием Вашего имени и произведения. Последнее опять-таки способствует Вашему престижу и популярности.

Здесь мы указали только основные способы защиты идей. В зависимости от ситуации и степени продвижения, развития идеи можно разрабатывать конкретные меры защиты, как статического, так и динамического характера.

 

Как продать идею? 

Чтобы продать идею, надо сначала оценить эффект ее применения и затем определить стоимость. Естественно, что идею на первом этапе развития – идею направления или цели -оценить чрезвычайно трудно. Оценка может быть только качественная. Тем не менее, общественная ценность таких идей может быть достаточно высокой, т.к. они совершенствуют и развивают творческую среду, способствуют развитию творческой общественной мысли, создают трамплин к количественным и качественным переходам в соответствующей отрасли деятельности. Поэтому авторам таких идей следует идти по пути их популяризации, расширения возможности публикаций, повышения своего престижа и популярности, продвижения и развития идеи.
       Стоимость идеи — принципиального решения уже можно оценить по предполагаемому экономическому эффекту, области и объему применения. Конечно, оценка будет достаточно грубой, но уже можно составить бизнес-план и написать бизнес-предложение. Естественно, что такую идею уже можно предлагать и в случае ее актуальности продать. При этом следует иметь в виду метод защиты идеи и степень ее защищенности. В противном случае идею можно потерять. Вообще предварительно следует разработать технику продажи идеи. Эта техника будет индивидуальна для каждого случая, а может быть и для каждого покупателя.
В случае продажи конструктивной идеи экономический эффект ее применения можно уже рассчитать, т.к. известны параметры решения. Затем опять составление бизнес-плана и бизнес-предложения и далее маркетинговые технологии.
В заключение следует упомянуть на возможности защиты и продажи идеи, как ноу-хау. Но в этом случае сущность идеи не должна быть раскрыта. Продажа ноу-хау, опять-таки, предполагает особые приемы защиты конфиденциальной информации и ознакомления с нею заинтересованных лиц.

Затронутые выше вопросы и проблемы нашли свое решение в проекте, представленном на данном сайте. На сайте возможна регистрация идей на различной стадии развития, проект предусматривает патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. В ряде случаев возможно патентование бизнес- и организационных решений.

Наши эксперты по юридическим вопросам  в сфере интеллектуальной собственности- pravoved.by -можно задавать интересующие вас вопросы  е-mail: Info@prodvizhenie.by